Урок №8
Табличные модели.
Таблица — это способ представления данных в виде строк и столбцов, где каждая строка соответствует одной записи (или объекту) в отношении, а каждый столбец — одному из атрибутов (или характеристик) этих объектов.
Основные элементы, которые чаще всего используются для описания таблицы как представления отношения
1. Название таблицы: уникальное имя, которое определяет таблицу и показывает, какую информацию она содержит.
2. Столбцы (атрибуты): каждый столбец представляет атрибут или характеристику объектов, хранящихся в таблице. Например, в таблице «Студенты» может быть столбец «Имя», «Возраст», «Номер зачётной книжки» и т. д.
3. Строки (записи): каждая строка в таблице содержит конкретные данные об одном объекте. Например, строка может содержать информацию о конкретном студенте.
4. Первичный ключ: уникальный идентификатор для каждой записи в таблице, который позволяет однозначно идентифицировать строку. Например, «Номер зачётной книжки» может быть первичным ключом в таблице «Студенты».
5. Содержимое: данные, которые хранятся в таблице, представляя конкретные значения для каждого атрибута для заданных объектов.
1.ТАБЛИЦЫ «ОБЪЕКТ-СВОЙСТВО».
Табличные модели удобно использовать тогда, когда нужно в наглядной форме представить информацию об объектах, имеющих одинаковый набор свойств (таблицы «объект — свойство»). Например, в следующей таблице элементы в каждой строке связаны между собой — это свойства некоторого объекта (человека) — табл. 3.1.
Именно так хранится информация в базах данных. Возможен и другой вариант таблицы, когда роли строк и столбцов меняются. В первом столбце записываются названия свойств, а данные в каждом из следующих столбцов описывают свойства какого-то объекта. Например, вот таблица с характеристиками разных марок автомашин (табл. 3.2). 
2.ТАБЛИЦЫ » ОБЪЕКТ-ОБЪЕКТ».
Таблица может определять отношения между объектами (таблица «объект—объект»). Например, в табл. 3.3 показано, сколько и каких автомобилей сумела продать компания в разных городах.
Для обработки табличных данных предназначены специальные программы — табличные процессоры (электронные таблицы), с которыми вы уже знакомы.
3. ОПТИМАЛЬНЫЙ МАРШРУТ.
Рассмотрим задачу, которая требует анализа табличных данных: определение оптимального (самого лучшего) маршрута поездки. Задача. Путешественник прибыл в посёлок Берёзовое в 8 утра по местному времени и увидел следующее расписание автобусов (табл. 3.4).
Определите самое раннее время, когда он может попасть в посёлок Полевое, и как ему нужно ехать. Из расписания видно, что автобусы ходят между четырьмя населёнными пунктами. Нарисуем схему, показывающую все возможные способы переезда из посёлка Березовое в посёлок Полевое. Буквы в кружках обозначают посёлки (Б — Берёзовое, П — Полевое, Л — Лесное и О — Осиновое), а слева и справа от них записано время отправления и прибытия автобусов согласно расписанию (рис. 3.3). 
Обратите внимание, что при поиске оптимального решения мы построили графическую модель задачи в виде дерева — многоуровневой структуры. С деревьями вы знакомы из курса 7 класса, скоро мы снова с ними встретимся.
4. АНАЛИЗ ДИАГРАММ.
Данные таблиц можно наглядно представить в виде диаграмм. Посмотрим, как можно обрабатывать информацию, «закодированную» в форме диаграмм.
Задача 1. Биологи пересчитали лосей, белок и зайцев на трёх участках заповедника и построили диаграмму (рис. 3.4).
Какая из диаграмм на рис. 3.5 правильно отражает соотношение общего числа животных разных видов по всему заповеднику?
Сначала нужно «снять» данные со столбчатой диаграммы и записать их в таблицу (табл. 3.5).

Теперь добавим справа один столбец и сосчитаем, сколько было всего животных каждого вида и их общее количество (табл. 3.6). 
Ответ: правильная диаграмма показана на рис. 3.5, б. Задача 2. В фирме «Слонопотам» работают менеджеры, рабочие и охрана. Они ездят на машинах четырёх марок: «Лада», «Форд», «Тойота» и «Ауди», каждый имеет только одну машину. На диаграмме 1 (рис. 3.6) показано количество работников, имеющих машины определённой марки, а на диаграмме 2 — соотношение менеджеров, рабочих и охраны. Какие из этих утверждений следуют из анализа диаграмм? а) Все «форды» могут принадлежать менеджерам. б) Все охранники могут ездить на «ауди». в) Все «тойоты» могут принадлежать рабочим. г) Все рабочие могут ездить на «фордах».
Изучите диаграммы на рис. 3.6. Определите общее количество работников фирмы. Затем определите, какую часть составляют от общего количества менеджеры, охрана и рабочие. Потом вычислите, сколько в фирме менеджеров, охранников и рабочих. Теперь рассмотрим предложенные утверждения.
Таким образом, верно только утверждение в).